Золотой ключик
В работе с детьми дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей деятельности – игр-занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц. Продолжительность одного занятия для детей 4-5 лет – 20 минут, для детей 5-6 лет – 25 минут.
Формы организации |
Особенности |
Индивидуальная |
Позволяет индивидуализировать обучение, через общение педагога с ребёнком. |
Подгрупповая и групповая |
Проводятся со всеми детьми группы на основе принципов развивающего обучения, личностно-ориентированной модели взаимодействия и использованием игрового материала, с учетом санитарно-гигиенических требований к нагрузке и сочетанию различных видов деятельности. |
Интегрированные развивающие игры-занятия самовыражения. |
Основная цель, которая реализуется в данной форме педагогического процесса, состоит в погружении детей в изучаемое явление реального мира или культуры, в многообразии взаимосвязанных явлений и фактов, создание условий для включения детей в различные сферы деятельности и реализации своих потребностей и интересов, создание способов самовыражения. |
Программа занятий
Содержание учебного плана
Средний возраст (4-5 лет)
Базовый компонент |
Компонент ДОУ |
Национально-региональный компонент |
Интеграция образовательных областей |
1 |
2 |
3 |
4 |
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра |
Сентябрь Задачи: воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности, формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра. Этюд на выразительность жеста: «Ох, ох, что за гром?» Игры: « Самолеты загудели», «Наш оркестр», «Баю, бай». Этюд на выражение основных эмоций: «Девица, девица» |
Загадки: о мышке, кошке, собаке. Стихотворения: «Маленький кролик». Игрушки: козлик, самолет, кукла. Картинки грозы |
Художест-венно-эстетичес-кое развитие, физическое развитие. |
Учить детей инсценировать хорошо знакомые им сказки, используя настольный кукольный театр. |
Октябрь Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, верховыми куклами на гапите, учить детей приемам манипулирования верховыми куклами, активизировать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Потешки: «Большие ноги», «Пляшут лапки». Путешествие в сказку «Теремок». |
Скороговорки: « Мышонку шепчет мышь», «Сова», «Звезду заметила коза» Т. Куликовс-кой. Русская народная песня « У медведя во бору». Коми-загадки: о зайце, собаке, петухе. |
Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие. |
Приучать внимательно слушать партнера, вовремя произносить свои реплики. Привить интерес к работе над скороговорками. |
Ноябрь Задачи: совершенствовать приемы вождения кукол настольного театра и верховых кукол на гапите. Поддержать стремление участвовать в кукольном спектакле, в игровых и танцевальных импровизациях. Развивать мелкую моторику рук, продолжать работу над жестами. Побудить к танцевальным импровизациям на плавную напевную музыку. Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно, выразить свое. Познакомить с пиктограммами (карточками-символами ,изображающими разные эмоции человека- веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей. Сказка «Непослушный медвежонок». Скороговорки: « Мышонку шепчет мышь», «Сова», «Звезду заметила коза» Т. Куликовс-кой. Скороговорки: « Паша тихо шепчет Мише», « Вырастил Толя «. ( Т. Куликовская). Спектакль « Маша и Медведь» |
Русская народная песня: «У медведя во бору». Этюды: «Большие ноги», «Бегал заяц по бо-лоту», «Пляшут лапку». Разыгрывание потешек: «Лисичка-сестричка», «Чешу, чешу волосыньки». Песня: «Пора спать». Скороговорки: « Паша тихо шепчет Мише», « Вырастил Толя». ( Т. Куликовская) Русские народные потешки: «Андрей-воробей», «Конь», «Как петух в печи пироги печет», «Тили-тили-бом», « Платье новое у Майи». (Т. Куликовская) Песня «Конфет-ка» (муз.М. Протасова) |
Развитие речи, физическое развитие, художест-венно- эстетическое развитие. |
Усовершенствовать умение манипулировать куклами настольного театра. Побуждать определять отдельные черты характера и изображать их с помощью мимики. Повысить интерес к театрально-игровой деятельности. Подвести к созданию выразительного образа в кукольном спектакле. Поддержать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада. драматизации. |
Декабрь Задачи: Продолжать работу над жестами, развивать мелкую моторику рук. Потешки: « Раз, два, три, четыре, пять, хотят все пальчики спать», «Девочки и мальчики», Кукольный спектакль « У зайчишек новый год». Задачи: Научить понимать душевное состояние человека и изображать мимикой, жестами различные эмоции. Этюды: « Не плачь, детка», « Идет котик по лавочке», « Баю-бай, баю-бай». Потешка: « Тит, а Тит!». Мимика: 1- нахмуренные брови, сердитый взгляд; 2- радостная улыбка; Драматизация сказки « Три елочки». Создать условия для развития творческих способностей детей. |
Русская народная песня «Дождик». Инсценировка спектакля «У зайчишек Новый год». Сказка « Три елочки». Е. Масс. Песня «Елоч-ка» (муз.Л.Бек-ман., сл. Р. Кудашевой) |
Развитие речи, социально- коммуника-тивное развитие, физическое развитие, художест-венно- эстетическое развитие. |
Привить устойчивые навыки в управлении верховыми куклами на гапите. Расширить знания о чувствах и настроении, учить изображать эмоции персонажей. |
Январь Задачи: Познакомить детей с главами из книги С. Образцова. Научить различать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов. Потешки: « На улице две курицы», «Про Ванюшу». |
Стихотворение «Тише, мыши, спать пора!» ( М. Дружинина.) Стихотворение « Елочка». (М. Ивенсен) Песня «Елочка» (муз.Н.Баху-товой., сл. М. Александровс-кой). « Игра в снежки». (Н. Вересокина) |
Развитие речи, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие. |
Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности. Научить различать и изображать эмоции с помощью мимики, жестов, движений. |
Февраль Задачи: Поощрить песенные, песенные, танцевальные и игровые импровизации детей. Показать детям спектакль по мотивам сказки « О глупом мышонке» С. Маршака. Разучить I часть театрализованной игры « Сказка о глупом мышонке». Русская народная потешка « Ехал Пан». Продолжать работу над разучиванием 2 части театрализованной игры «Сказка о глупом мышонке». Потешка « Лиса- лисонька- лиса». Прибаутка « Цок, Цок». |
«Сказка о глу-пом мышонке». Стихотворение «Заинька» (Л. Некрасова) Стихотворение-инсценировка «Принесла сынку лиса». ( С. Еремеев) Игра- импровизация «Кошка и котята». |
Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуника-тивное развитие. |
Формировать умение определять черты характера персонажа, высказывать свое отношение к ним, передавать их. Расширять и активизировать словарь детей. |
Март Задачи: Поощрять песенные, песенные, танцевальные и игровые импровизации детей. Русская народная прибаутка « Трах-тах, тарарах». Прибаутка « Заяц белый». Создать на утреннике « Мама дорогая» атмосферу праздника, способствующую раскрытию творческих способностей детей в различных видах деятельности. Закрепить правильное произнесение гласных и согласных звуков. Скороговорки: « Про Назара», Прибаутки: « Трах – тах - тарарах». «Заяц белый». Кукольный спектакль «Волк и семеро козлят» |
Стихотворение «Кукла забо-лела» (Морис Карем.Перевод с французского М. Кудинова) «Сказка о глу-пом мышонке» Пьеса: «Болезнь куклы»» из «Детского альбома» П.И.Чайковс-кого. Кукольный спектакль «Огнехвостик». По мотивам сказки В.Ардова. Кукольный спектакль «Волк и семеро козлят» |
Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие. |
Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях, передавая пластикой тела эмоциональное настроение музыкального произведения |
Апрель Задачи: Побудить детей самостоятельно находить выразительные движения. Продолжать развивать способность различать и оценивать черты характера человека, изображать их мимикой, жестами, движениями. Познакомить со сценарии ем драматизации по сказке « Заяц в огороде». ( Л. Воронковой) Усовершенствовать жестикуляцию детей, способствующую раскрытию художественных образов литературных персонажей. Развивать речь детей, добиваясь четкой дикции гласных и согласных звуков. Этюд на сопоставление эмоций «Танечка- хозяйка». ( Н. Глазковой) Русская народная потешка: «Сегодня день целый». Скороговорка: « Съел Слава солено сало». Кукольный спектакль « Кукареку» Русская народная потешка в обработке Л. Завальнюка: « Я пальчик первый». |
Стихотворение « Подснежник» ( П. Соловьева) Инсценировка стихотворения «Уши». (Э. Мошковская) Стихотворение « Приходите, поглядите» (Благинина) Этюд на сопоставление эмоций « Танечка - хозяйка». (Н. Глазковой) Стихотворение «Хитрый мяч». ( В. Суслов). Стихотворение; «Яблонька» (И. Токмакова) |
Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие. |
Содержание учебного плана
Старший возраст (5-6 лет)
Базовый компонент |
Компонент ДОУ |
Национальный региональный компонент |
Интеграция образовательных областей |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Цель: уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом; развивать активное внимание и быстроту реакции; развивать ловкость, координацию движений. |
Сентябрь–октябрь. Задачи: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол. Игра: «Театр двух актеров» Этюды: «Радостная встреча деда с Жучкой» «Неприятный разговор», «Игра в жмурки». |
Русские и удмуртские загадки о собаке. Русские потешки «Бабушка Ульяна», «Шёл медведь по лесу», «Шла лисичка по мосточку» |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. |
|
Ноябрь– декабрь. Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра. Игры: «Мишка косолапый», «Дедушка Молчок». Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок» |
Музыкальная фонограмма к этюду «Кот и петушок»: удм. нар.мелодии |
Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
||
Январь- февраль. Задачи: обучение детей приемам кукловождения театра Бибабо. Игра: «Театр двух актеров». |
Русские народные потешки «Петушок», «Сорока», «Уж как шла лиса». |
Речевое, художественно-эстетическое развитие. |
||
Март– апрель. Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра Бибабо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра. Танцевальные композиции: «Русская пляска», «Удмуртские напевы». |
Танцевальная композиция с использованием фонограммы русской и удмуртской народной музыки – (шумовые муз.инструменты). Куклы Бибабо с элементами удмуртских костюмов (кокошник, поясок, фартук с орнаментом). |
Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие. |
||
Цель: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра; продолжать развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям. Развивать правильное речевое дыхание, расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться. |
Сентябрь– октябрь. Задачи: прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей в кукольном спектакле. |
Удмуртские загадки о животных. Русская народная сказка «Теремок». |
Коммуникативное развитие, познавательное развитие. |
|
Январь – март. Задачи: обучать детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться чёткой дикции. Формировать интонационную выразительность речи, вызывать интерес к пальчиковому театру, театру Бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров. |
Удмуртские загадки: о коте, петухе, лисе. |
Речевое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие. |
||
Февраль – апрель. Развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой». Сказки: «Кот, петух и лиса» р.н.с. (пальчиковый театр), «Жихарка» р.н.с. (театр Бибабо) «Гуси лебеди» р.н.с. (Бибабо, кукла Алёнушка из театра кукол с «живой рукой»). |
Музыкальные фонограммы русской народной музыки к сказкам. |
Речевое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие, познавательное развитие. |
||
Цель: создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения; развивать навыки правильного речевого дыхания, отчетливость произношения. |
Сентябрь– октябрь. Задачи: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение; познакомить с понятиями «мимика», «жест», «пантомима». Игра «Догадайся, кто я», «Театральная разминка», игра-упражнение «Едем на поезде». Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинившийся» (М.Чистяковой). |
Скороговорки: «Мёд медведь в лесу нашёл», «Павлин». Музыкальные фонограммы с использованием русских народных мелодий. |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. |
|
Январь – март. Задачи: развивать память и фантазию детей. Этюды М.Чехова на внимание, веру, наивность, фантазию. Игры и упражнения на опору дыхания и развитие чёткого произношения: «Дрессированные собачки», «Весёлые стихи», «Игра со свечой». |
Русские народные потешки: «Тень-тень, потетень», «Кисонька-мурысонька», «Бежала лесочком», «Здорово, кума!». |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. |
||
Февраль –апрель. Задач: развивать выразительность жеста. Этюды: М.Чехова «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Карлсон», «Золушка». |
Музыкальные фонограммы для этюдов, колыбельных. Музыка народная. |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. |
||
Цель: продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций . Совершенствовать исполнительские умения. Нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю. |
Сентябрь– октябрь. Задачи: продолжать обучать детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, диалогов, действий героев, совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики, обучать чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям. Сказка «Три поросенка» (в переводе С.Маршака), Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка». Сценки: «Ёж», «Спор туч» (по стихотворению Л.Корчагина) |
Сказка «Лиса и заяц»; сценки: «Заболела наша Оля», «Воробей» (по стихотворениям С. Попова). Народные игры: «Воробей», «Маленький воробышек». |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. |
|
Январь – март. Задачи : продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке . Сказки: р. н. с. «Лисичка – сестричка и серый волк», «Доктор Айболит» К.И.Чуковский. |
Инсценировки: «Одна варежка» (по стихотворению С.Попова), «Зимний лес» (по стихотворению П.Образцова). Муз.фонограммы к инсценировкам: «Пришла зима» - муз. Ф.Вокуева, «Снег» - муз. В.Гущина, «Падает снег» - муз. Г.Качанова, «Снегирь» - муз. Г.Латкина. |
Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие. |
||
Февраль – апрель. Задачи: развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке. Сказки: «Красная шапочка» Ш.Перро. Инсценировка «Кто колечко найдет ?» по стихотворению С.Я.Маршака. |
Инсценировки: «Новоселье» (по стихотворению П.Образцова), «Один цветок» , «Для чего длинные волосы» (по стихотворениям С.Попова) . |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. |
||
Цель: проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, ролей; развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения; учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, костюмы) в самостоятельной театральной деятельности. |
Сентябрь – октябрь. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме. |
Драматизации русских нар.сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». |
Речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
|
Январь – март. Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра Бибабо. |
Пальчиковые театры «Колобок», «Маша и Медведь»; куклы театра Бибабо. |
Речевое, художественно-эстетическое развитие. |
||
Февраль – апрель. Задачи: развивать желание импровизировать с куклами бибабо, марионетками , куклами с «живой рукой» . |
Различные виды театров для импровизаций русских и удмуртских народных сказок: «Кот, Петух и Лиса», «Три медведя», «Жихарка». |
Речевое, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие. |
||
Цель: познакомить детей с различными видами театров; приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт; воспитывать любовь к театру. |
Сентябрь – апрель. Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре: познакомить с театром, его историей, устройством, рассказать о театральных профессиях и видах театров, научить правилам поведения в театре. |
Познакомить детей с театрами Ижевска. |
Художественно-эстетическое, коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. |
|
Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников и развлечений, в изготовлении атрибутов. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к праздникам. Приучать активно участвовать в различных развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях . |
Сентябрь – апрель. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству. Мероприятия: «Осенние праздники», «Новогодняя ёлка», «Весенние праздники». |
Удмуртские народные игры: «Италмас», «Игра с хлопками». Удмуртские загадки, считалки, пословицы, поговорки о родине, стихи об Удмуртии. |
Художественно-эстетическое, коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника